суббота, 2 марта 2013 г.

5. Вспоминает ветеран части Колпаков В.М.




Воспоминания. Две против одной.

Виктор  Михайлович Колпаков проходил службу в г. Вильнюс с 1976 по 1991 год. Начинал с группы дивизионов С-200 В.  К службе относился ревностно. Довольно быстро получил повышение. После недолгого времени предпринял попытку поступить на учебу в ВКА ПВО на заочное отделение.  Однако попытка оказалась не совсем удачной, ввиду того, что с корпуса  и от 2-ой ОА ПВО было очень большое количество кандидатов на факультет заочного обучения. Впоследствии получил назначение на должность  заместителя начальника штаба полка. В 1988 году на базе полка была сформирована бригада.  На вооружение бригады поступило зенитное ракетное вооружение системы С-300ПС. Было сформировано командование группы дивизионов. Командиром группы дивизионов был назначен бывший в должности командира 1-го дивизиона С-200 Виктор Доморад. А  Виктор Михайлович был назначен на должность начальника штаба группы дивизионов С-300ПС. Заместителем командира группы по политической части был назначен  Юрий Анисимов, также служивший ранее в  группе дивизионов С-200. 
Вот как сам Виктор Михайлович вспоминает один эпизод из стрельб на полигоне Сары-Шаган в составе группы дивизионов С-200:

    "Короткое вступление . В качестве стреляющего был бывший командир полка  полковник Лебедев Леонид Пароманович. Почему именно он руководил стрельбами полка? Дело в том что, непосредственно перед выездом на полигон вновь назначенный командир полка   Шрейдер (Глущенко) Борис Иванович попал в госпиталь - в самый день отъезда на полигон при достаточно туманных обстоятельствах он получил  огнестрельное ранение в ногу.
        На боевые стрельбы полк выехал в составе: АКП полка АСУ Вектор, пункта управления и целераспределения К-9, 1 и 2-ого ЗРДН С-200,  4 и 5-ого ЗРДН С-75, а также  ТДН С-200, С-75. Стрельбой группы дивизионов С-200 руководил недавно  назначенный командир группы   подполковник  Пушков О.В., который до этого был командиром 1-го ЗРДН. Командиром 1-го ЗРДН был Юрий Ильич Чайка.  2-ым ЗРДН командовал Овчинников (после полигона был отправлен  по замене в Заполярье). 3-им ЗРДН командовал Юрков. Это был воспитанник суворовского училища, активный и толковый офицер, который к сожалению слишком рано ушел из жизни.  Фамилию командира 4-го дивизиона запамятовал, а вот 5-ым дивизионом командовал Александр Дорофеевич Лобашов.  По результатам стрельб, дивизионы С-75 и технические  дивизионы на полигоне отработали на оценку отлично.
        Вспоминаю один курьезный случай. Я тогда был офицером пуска 2-го дивизиона. Надо признать, что не очень-то удачно отработала наша группа дивизионов С-200. Боевые стрельбы должны были выполнять  по мишени  РМ-207 сосредоточением огня двух дивизионов.  Мы еще будучи на месте постоянной дислокации на многочисленных тренировках отрабатывали различные варианты действии при выполнении подобной задачи. Стрельба нашей группы дивизионов прошла при следующих обстоятельствах - по неизвестной причине, во время  стрельбы с  автоматизированного командного пункта (АКП) полка  по мишени  РМ-207, целеуказание не выдавалось. Но нам были известны координаты точки старта, азимут и расчетная траектория полета мишени. Радиолокаторы подсвета цели обоих дивизионов были направлены в сторону стартовой площадки мишени. Ракеты на пусковых установках прошли подготовку и под углом  места 48 градусом установились в разрешенный сектор стрельбы. Ранее на тренировках, мы уже отрабатывали захват мишени в течении первых 20-ти секунд набора высоты.  Однако в этот раз получилось  не так, как на тренировке. Оба дивизиона взяли мишень  на автоматическое сопровождение (АС) до перехода ее траектории на почти горизонтальное, с небольшим изменением по высоте полета. Пока все было как на тренировке и  у расчета появилась надежда на успешное выполнение задачи. Но не тут-то было. Наш дивизион при переходе мишени на траекторию горизонтального полета  теряет её, в то время как  первый дивизион устойчиво продолжает сопровождать цель. С КП группы К-9 нашему дивизиону устно были переданы примерные координаты мишени. По получении координат, мишень тотчас была обнаружена, но у нас возникла новая неисправность - произошел  сбой по дальности. В этот раз подвела уже цифровая вычислительная машина "Пламя К". Командир группы подполковник Пушков О.Впоступил грамотно,  произведя перераспределение целеуказания по координатам мишени и информация о дальности полученных с 1-го  дивизиона.  Однако пока наш дивизион вводил данные,  1-ый дивизион  уже произвел пуск ракеты. По данным первого дивизиона, пока мы ключом «догон» выставляли дальность, было потеряно некоторое время, но я всё же успел нажать на кнопку "Пуск". Ракета стартовала.  Однако через некоторое время у нас произошел срыв сигнала КРО (контрольный радиоответчик).  Я сразу же доложил об этом  командиру дивизиона. Наша ракета оказалась второй в очереди. Ракета запущенная нами прошла без подрыва у мишени, так как мишень уже была уничтожена ракетой 1-го дивизиона. Самое интересное было уже потом, когда мы узнали о содержании докладов командиров дивизионов и командира группы на КП полка.
     Командир нашего дивизиона Овчинников доложил на КП группы о том, что цель поражена - расход ракет - одна. А командир 1-го дивизиона Чайка доложил на КП группы о том, что цель  не поражена - расход ракет - одна. Командир группы дивизионов подполковник Пушков О.В. на командный пункт  полка доложил, что мишень уничтожена - расход ракет две. Но мишень то ведь действительно была уничтожена. Т.е. тот который сбил доложил, что не сбил, а другой дивизион доложил с точностью до наоборот. Конечно сейчас уже трудно восстановить подоплёку событий, да и к тому же внештатные ситуации - частое явление в военном деле, но ведь военные люди тем и отличаются, что должны предельно честно, ясно и четко докладывать об обстановке и результатах боевых действий.  Дело тут скорее  в малоопытности командира 1-го дивизиона  в управлении огнем и незнании им правил стрельбы комплекса С-200, а также недостаточная координация своих действий с другими дивизионами.
       Затем уже в лагере, мы отпраздновали успешное завершение одного из этапов тактических учений с боевой стрельбой.  На 2-ой день, когда мы уже отпраздновали "победу",  в лагере все стало на свои места.  Возможно, произошедший случай не совсем удачной работы группы дивизионов С-200 не был законамерностью, но в боевых условиях права на ошибку не дано. Прошло время, но этот случай остался в моей памяти."

Утро на озере Гульбинай, Литва, Вильнюсский край
Лагерь на полигоне Сары-Шаган
Ракета  ЗРК  С-200 в полете. Примерно так было в нашей стрельбе
Вечер на полигон Сары-Шаган. Самое хорошее время летом , можно и поспать
Дорога на полигон протяженностью почти 100 км.
                 
Обитатели из казахских степей в сувенирах

Комментариев нет:

Отправить комментарий